Дистония — это неврологический синдром, представляющий собой непроизвольные длительные (тонические) или спазматические (клонические) сокращения мускулов. Она часто вызывает перекашивание и другие странные движения и положения тела, длительность и интенсивность которых определяется воздействием различных факторов, включая стресс, усталость и сон. Самой распространенной формой дистонии является спастическая кривошея. Дистония может быть идиопатической (неизвестного происхождения) или же являться результатом различных патологий мозга, нейродегенеративных расстройств и отравлений. Стандартные лекарственные средства помогают лишь в единичных случаях и, как правило, совсем ненадолго. В последнее время ученые начали исследовать токсин ботулизма, который предотвращает судороги, блокируя нервные волокна мышцы, то есть парализуя ее. Однако такое лечение обходится очень дорого, к тому же у многих больных развивается иммунитет к этому токсину.
Вот что написала нам женщина 62 лет, страдающая спастической кривошеей:
Прошло уже почти десять лет с тех пор, как я поняла, что мое тело как бы перекашивается на одну сторону. Я не могла повернуть голову вправо, не испытывая довольно сильной боли и дрожи в мышцах. Порой я просыпалась по утрам и совсем не чувствовала левой ноги, а левая рука сильно немела. Коллеги заметили, что моя походка стала какой-то странной. Я натыкалась на предметы, так как не всегда могла видеть то, что находится справа от меня. У меня начались проблемы с дыханием. После множества обследований мне сказали, что у меня очень тяжелое сдавливание позвоночника и две грыжи дисков позвоночника.
После операции сдавливание стало меньше, и циркуляция крови в левой половине тела возобновилась. Однако выздоровление было неполным. Моя голова, постоянно наклоняясь вправо, вызывала боль в месте хирургического разреза — с передней стороны шеи. В конце концов невропатолог поставил мне диагноз «спастическая кривошея».
С тех пор у меня плохой аппетит, я часто мучаюсь бессонницей. Я больше не могу работать учительницей в колледже из-за боли и сильной утомляемости. В общественных местах я порой попадаю в кошмарные ситуации. Обычно я ношу специальный ошейник, который поддерживает мою шею. Куда бы я ни пошла, люди пялятся на него. К тому же в любой момент я могу невольно застонать от внезапной боли или уронить что-нибудь из-за спазма в мышцах.
Я пробовала лечиться различными способами — физиотерапией, иглоукалыванием, давлением на болевые точки, методикой биологической обратной связи, китайскими травами и огромным количеством лекарств. Я не могу вспомнить их все, но точно знаю, что принимала викодин (гидрокодон и парацетамол), перкодан (оксикодон и аспирин), фентанил, метадон, дилаудид (гидроморфон) и морфин для облегчения боли. Чтобы справиться со спазмами, мне назначали ативан (лоразепам), валиум (диазепам), артан (тригексифенидил), робаксин (метокарбамол), карисопродол и дилантин. Для облегчения депрессии я принимала дезирел (тразодон) и прозак (флюоксетин). Я даже согласилась на экспериментальное лечение и получила инъекцию токсина ботулизма в пораженные мышцы. Он блокирует электрические импульсы, которые идут из головного мозга к мышцам и вызывают их сокращения. Токсин обладал рядом неприятных побочных эффектов, включая тошноту, головные боли, слабость и боли в мышцах. Через восемнадцать месяцев я приобрела устойчивость к его действию.
Ни одно средство из приведенного выше списка не помогло мне по-настоящему. Часто все эти лекарства настолько ухудшали мое самочувствие, что мне хотелось умереть. Сейчас я не принимаю ни одно из них, хотя периодически хожу в больницу, где мне делают инъекции стероидов.
Самым эффективным средством для меня стала марихуана. Мне предложил попробовать ее в качестве лекарства мой лечащий врач. Марихуана снимает спазмы, а единственный побочный эффект — это страх перед возможным арестом. Я запекаю ее в печенье или добавляю в чай, поскольку дым раздражает мне горло и легкие. Этот натуральный продукт намного превосходит все синтетические лекарства, что мне доводилось принимать. Я работаю в группе поддержки больных дистонией и знаю, сколько страданий она вызывает. Я считаю — нельзя замалчивать то, что может облегчить чью-то боль. Врачи дают клятву помощи страждущим, и поэтому они должны поставить под сомнение позицию, которой придерживается Американская медицинская ассоциация в вопросе о применении марихуаны в медицине.
Еще в 1981 году было отмечено, что каннабидиол может обуславливать способность марихуаны помогать при дистонии. В ходе одного исследования пяти испытуемым, страдавшим дистоническими двигательными расстройствами, наряду с обычными лекарствами давали каннабидиол. За шесть недель состояние всех испытуемых улучшилось на 20-50%, при этом побочные эффекты почти не наблюдались. Насколько нам известно, дальнейших исследований этого потенциально ценного для медицины свойства конопли с тех пор не проводилось. Дистонию иногда вызывают некоторые нейролептические препараты, которые назначаются больным, страдающим хроническими заболеваниями психики. Ее симптомы зачастую уродуют людей и делают их беспомощными, при этом удовлетворительного лечения этого недуга на сегодняшний день не существует. Возможно, психиатры окажут содействие изучению каннабидиола, чтобы нейтрализовать это опаснейшее побочное действие антипсихотических препаратов.
Синдром дефицита внимания у взрослых
Синдром дефицита внимания традиционно считался детским, однако сейчас мы уверенно можем утверждать, что он встречается также среди взрослых и подростков. Взрослые, страдающие синдромом дефицита внимания, нетерпеливы, беспокойны, неуверенны в себе, часто скучают и легко поддаются унынию. Им сложно устанавливать приоритеты, распределять свое время, придерживаться расписания и следить за своими вещами. Они часто пускаются в кратковременные и бурные любовные приключения, меняют одно место работы за другим и не могут реализовать свои потенциальные возможности. Многие из них страдают тревожными расстройствами и умеренными хроническими депрессиями, а также алкоголизмом и другими зависимостями.
Наш следующий сюжет написал двадцатипятилетний студент. Он страдает синдромом дефицита внимания и считает, что без конопли ему вряд ли удастся получить диплом:
Еще когда я был маленьким, учителя и другие взрослые говорили, что я чересчур активен и энергичен. Когда я учился в средней школе, родители исключили из моего рациона сахар и стимуляторы. Учителя часто говорили, что я смогу многого добиться, если буду внимательнее, прилежнее и научусь сосредотачиваться на том, что делаю в настоящий момент. Несмотря на все трудности, я окончил школу с хорошими отметками. Однако в колледже я заметил, что отличаюсь от своих сокурсников: я просто не мог спокойно сидеть на месте, мое тело и мысли стремились выбраться за пределы классной комнаты.
Незадолго до окончания выпускного класса я прошел обследование. Мне поставили диагноз «синдром дефицита внимания у взрослых». Для снятия избыточного возбуждения психиатр назначил мне силерт (пемолин, стимулятор). На протяжении месяца я должен был принимать его по три таблетки в день. Сразу же после приема я чувствовал себя еще более возбужденным, чем обычно, потом моя активность постепенно убывала до «нормального» уровня. Однако препарат сопровождался крайне неприятными побочными эффектами: мысли скакали, руки сильно потели, сердце невыносимо колотилось, я не мог спать. Помню, как бессонными ночами я лежал, уставившись в потолок своей комнаты, и слушал биение сердца.
Спустя шесть месяцев я попробовал другое лекарство, которое рекомендовала мне приятельница. Она была примерной студенткой и писала заметки для университетской газеты. Девушка сказала, что это лекарство помогает телу расслабиться, одновременно мобилизуя мысли и усиливая творческий потенциал. Этим лекарством была конопля, и она подействовала. Сейчас я курю три раза в день — столько же раз я раньше принимал силерт. Я чувствую себя менее напряженным, лучше сплю, яснее формулирую мысли и более связно излагаю их на письме. В моей голове роятся идеи, а учеба становится интереснее. Конопля как бы расширяет границы мыслительной деятельности. Она очищает разум от тревожных мыслей, которые раньше мешали мне сосредоточиться на том, что я писал или слушал, и отвлекали меня от общения с другими людьми. Вслед за способностью концентрировать внимание улучшились и мои успехи в учебе. Все, что мне обычно мешало, потеряло власть над моим вниманием. Теперь я могу сосредотачиваться на том, что делаю в данный момент, а тревожащие меня мысли отходят куда-то на задний план сознания. Благодаря курению конопли, еженедельному планированию и богатому кругу общения мне удается сводить на нет проявления синдрома дефицита внимания.
Шизофрения
Какое воздействие оказывает марихуана на людей, страдающих шизофренией, — вопрос дискуссионный. Некоторые считают, что она помогает при острых шизофренических приступах. Пациенты с шизофренией, которые используют марихуану, считают ее полезной. По нашим наблюдениям, некоторые из них находят, что она препятствует проявлению нежелательных эффектов нейролептиков, не создавая проблем собственным побочным действием. В исследовании, сравнивающем больных шизофренией, принимавших марихуану, с теми, кто ее не принимал, не было найдено доказательств, что марихуана ухудшила их симптомы или привела к большему числу рецидивов. Напротив, у пациентов, куривших марихуану, было меньше галлюцинаций и так называемых негативных симптомов, включающих апатию, расстройства речи, эмоциональную неотзывчивость. В другом исследовании пациентов с хронической шизофренией выяснили, что тех, кто курил марихуану, госпитализировали реже, чем тех, кто не использовал никаких препаратов. Пациенты сказали, что марихуана помогала им в борьбе с чувством беспокойства, депрессией и бессонницей. Такие противоречивые впечатления могут быть результатом различающегося действия разных каннабиноидов. В целом те, кто курил марихуану, чувствовали себя более комфортно, чем принимавшие дронабинол (дельта-9-ТГК). Особенно это важно для шизофреников, поскольку каннабидиол нейтрализует чувство беспокойства, вызываемое дельта-9-ТГК. Возможно, что для некоторых больных шизофренией курение цельной марихуаны предпочтительнее, поскольку они более чувствительны к каннабидиолу, нежели к действию ТГК103.
В публикуемой истории болезни девятнадцатилетняя мисс А. была помещена в психиатрическую больницу ввиду агрессивности, попыток самокалечения, бессвязности мыслей и слуховых галлюцинаций:
Во время госпитализации в возрасте семнадцати лет ее успешно лечили галоперидолом (5 мг в день), но при этом наблюдалась аменорея (прекращение менструаций), галакторея (секреция молока), прибавление в весе после регулярного приема от 2,5 до 7,5 мг препарата в день в течение восемнадцати месяцев. В качестве эксперимента прием медикамента дважды прекращался, но симптомы возвращались. Вторая попытка прекращения приема привела к нынешней госпитализации. В этот раз ее состояние было оценено двумя психиатрами, использовавшими структурированное клиническое интервью по DSM-III-R (стандартное диагностическое руководство Американской психиатрической ассоциации). Они сошлись на диагнозе «шизофрения». Первые четыре дня госпитализации мисс А. получала плацебо и обычные меры поддержки. С четвертого по тридцатый день она получала раствор каннабидиола в кукурузном масле в желатиновых капсулах. Доза постепенно нарастала до 1,5 г в день за два приема. Затем каннабидиол на четыре дня был заменен плацебо. После этого назначили галоперидол, начав с 5 мг в день и доведя дозу до 12,5 мг. Изменения дозы определялись оценкой клинического состояния пациентки. Во время периодов сильного возбуждения или сильного беспокойства ей давали 10 мг диазепама внутрь. После недели лечения каннабидиолом средняя доза диазепама уменьшилась с 16,3 до 5,7 мг в день.
Во время обследования состояние мисс А. было оценено двумя психиатрами, которые использовали краткую шкалу психиатрической оценки (КШПО) и шкалу оценки побочных эффектов для препаратов, воздействующих на психику. Интервью были записаны на видео, и в конце исследования кассеты в случайном порядке были представлены другому психиатру, который тоже заполнил КШПО. Кроме того, состояние пациентки было независимо оценено двумя медсестрами, которые использовали интерактивную шкалу наблюдения для психиатрических пациентов (ИШНПП), данные в которую вносились по результатам ежедневных шестичасовых наблюдений.
Было отмечено уменьшение набранных очков по трем шкалам после четырех недель терапии каннабидиолом: КШПО в открытую — на 69%, КШПО вслепую — на 60%, ИШНПП — на 69%. По прекращении приема каннабидиола отмечена тенденция к ухудшению симптомов. Улучшение, достигнутое каннабидиолом, не было превзойдено действием галоперидола (уменьшение от исходного уровня после четырех недель приема галоперидола: КШПО в открытую — на 62%, КШПО вслепую — на 54%, ИШНПП — на 56%). Улучшение при лечении каннабидиолом было отмечено по всем слагаемым КШПО, включая более близкие к психотическим симптомы, такие как «нарушения мышления» и «враждебность-мнительность», и это делает неправдоподобным предположение о том, что за отмеченный антипсихотический лекарственный эффект было ответственно неспецифическое седативное действие (табл. 1).
То, что каннабидиол во время этого исследования переносился хорошо, подтверждают предыдущие отчеты. Обследование через год показало, что произошел рецидив, связанный с уменьшением дозы галоперидола до 5 мг в день.
Принимая во внимание, что шизофренией страдает 1% населения, и учитывая серьезные ограничения и побочные эффекты существующих антипсихотических препаратов, соответствующие способности каннабидиола должны исследоваться далее.